Котельные, работающие на твердом топливе, могут быть оборудованы как котлами с ручной загрузкой, так и котлами с механическими топками типа ТШПМ или ТЛПХ.
Котельные заводы, выпускающие твердотопливные котлы, как правило, изготавливают помимо основного оборудования также системы топливоподачи, транспортеры с приемным и котловым бункером, транспортеры удаления шлака и золы, металлоконструкции для установки транспортеров, вентиляторы, золоуловители.
Подача топлива в котел в механизированной котельной начинается от приемного устройства или склада. На этом этапе могут быть задействованы следующие погрузочно-разгрузочные механизмы: скиповые установки, грейферы и транспортеры разного типа.
Скиповый подъемник представляет собой ковшовой вертикально-горизонтальный подъемник для транспортировки любого вида топлива весом до 1 т/м3 и размерами кусков до 200 мм. Высота подъема может быть до 12 метров.
Грейферные установки также являются перегрузчиками емкостного типа. Они могут быть на гусеничном ходу или устанавливаться на кран с электротельфером.
Далее подача топлива в котел выполняется транспортерами. Существуют различные виды транспортеров - ленточные, скребковые, шнековые, винтовые. Транспортеры способны перемещать топливо горизонтально прямо и под углом, а также поднимать вверх под разными углами.
В ленточных транспортерах топливо неподвижно, а движущим элементом является транспортерная лента. Скорость движения ленты от 1,5 до 2 м/сек, ширина от 30 до 100 см, длина может быть до 70 м. Угол наклона транспортера не должен превышать 18°. Лента представляет собой прорезиненное и завулканизированное хлопчатобумажное или синтетическое полотно (бельтинг), сверху покрытое слоем резины. Форма ленты может быть плоской и желобчатой. Плоская дешевле, а желобчатая удерживает топливо с боков. Ленточные транспортеры могут использоваться как в закрытом помещении, так и на улице. Во втором случае они должны быть сделаны в закрытом исполнении, и температура наружного воздуха не должна быть ниже - 20 °С.
Угол подъема скребковых транспортеров может быть до 45°, угол поворота - до 36°. Это достигается за счет конструкции скребкового транспортера. Во-первых, полотно, по которому перемещается топливо, неподвижно, а его захват и перемещение осуществляется скребками. Во-вторых, транспортер состоит из монтирующихся секций двух типов: прямых и поворотных. Компонуя прямые и поворотные секции, можно добиваться подачи топлива на разные направления и разный угол подъема.
Непосредственно подача топлива в котел осуществляется шнековыми транспортерами. Транспортер устанавливается перед котлом и направляет топливо в котловой (загрузочный) бункер. Оттуда оно поступает в топку способом, определяемым модификацией топочного устройства котла.
Котлы с топкой ТЛПХ
Топка ТЛПХ представляет собой чугунное колосниковое движущееся полотно транспортерного типа прямого хода. Скорость полотна - от 2 до 20 метров в час. Топливо из загрузочного бункера поступает в приемную воронку и под действием силы тяжести опускается на движущуюся колосниковую решетку. Перемещаясь вместе с решеткой, топливо проходит все стадии горения, и в виде шлака и золы сбрасывается с полотна при его повороте в зольник или на транспортер.
Котлы с топкой ТЛП3
При наличии топки ТЛПЗ подача топлива в котел осуществляется механическими забрасывателями. Особенностью работы забрасывателя является то, что крупные куски топлива отлетают к задней стенке, поэтому колосниковое полотно имеет обратный ход. Топливо, двигаясь вместе с полотном к фронту котла, сгорает, а зола и шлак удаляются таким же образом, как в топке с прямым ходом. Мелкие фракции, попадающие ближе к фронту, успевают сгореть до попадания в зольник.
Котлы с топкой ТШПМ
Топка ТШПМ состоит из неподвижно установленных беспровальных чугунных колосников, вдоль которых передвигается шурующая планка. Она имеет форму неравнобедренного треугольника с большим углом наклона передней части. Шурующая планка в исходном положении находится на дне загрузочной воронки. Подача топлива в котел из загрузочного бункера происходит самотеком на колосниковую решетку. Со скоростью 15 м/мин планка совершает возвратно-поступательные движения, захватывая все новые порции топлива. Возвращаясь назад, планка в силу своей конструкции, не перемещает его, а только взрыхляет, выполняя функцию шуровки. Колосниковая решетка выполняется в беспровальном варианте, шлак скапливается в ее конце и шурующей планкой сталкивается в зольник.
В немеханизированных котельных подача топлива в котел осуществляется оператором котельной ручным способом (лопатами) через топочную дверцу, расположенную на фронтовой панели котла. Обязательно соблюдение периодичности забрасывания, не реже чем один раз в 20 минут, также требуется очистка колосниковой решетки через каждые 4-7 часов.