Подготовка котельной и системы отопления к работе

Подготовка котельной и системы отопления к работе

Подготовка котельной и системы отопления к работе включает в себя промывку котла и системы отопления. После окончания отопительного сезона воду из котлов и системы отопления сливают и производят их промывку. В этот период при необходимости проводят химическую очистку котлов от накипи. С наружной стороны котлы должны быть тщательно очищены от золы, сажи и шлака. При остановке по окончании отопительного сезона из парового котла сливают воду, очищают при необходимости от накипи, промывают, а затем заполняют когел доверху водой, прогревают до 80°С, плотно закрывают все люки и в таком положении оставляют котел до следующего сезона.

Промывку системы отопления рекомендуется производить гидропневматическим способом. Многочисленными проверками установлено, что применяемые в настоящее время способы промывки систем отопления путем заполнения их водой с последующим сливом ее в дренаж самотеком или по замкнутому контуру с помощью циркуляционных насосов через специальные грязевики малоэффективны. Несмотря на то, что системы отопления промывались, в процессе эксплуатации наблюдалось ухудшение циркуляции в отдельных ответвлениях, стояках и отопительных приборах в результате их загрязнения различными видами отложений, особенно на участках с малыми скоростями воды.

В последние годы в Москве, Ленинграде, Волгограде и других городах промывку систем отопления и теплопроводов стали производить с помощью сжатого воздуха (гидропневматическим способом). Это способствует повышению скорости водовоздушной смеси и созданию более высокой по сравнению с нормальным режимом эксплуатации турбулизации потока. В результате создаются благоприятные условия для удаления различного рода загрязнений из трубопроводов. Перед началом промывки гидропневматическим способом система отопления должна быть опрессована и заполнена водой. Промывку системы отопления, участков внутриквартальных трубопроводов выполняют раздельно. На промываемых участках внутридомовых систем отопления врезаются штуцера из расчета: один для присоединения трубопровода сжатого воздуха диаметром 32 мм, другой - трубопровода холодного водоснабжения диаметром 50 мм, и третий - дренажного отвода диаметром также 50 мм. Штуцера для подачи воды и дренажа должны быть оборудованы быстро снимающимися полугайками (полугайки "Рот"). Для подачи сжатого воздуха рекомендуется использовать авто-компрессоры: АК-3, АК.-6 или ЗИФ-ЗЗ. Могут использоваться и другие типы компрессоров, технические характеристики которых схожи с указанными: производительность 3 -6 м3/мин, давление сжатого воздуха до 0,6 МПа (6 кгс/см2). На подающем трубопроводе сжатого воздуха необходимо установить обратный клапан для устранения возможности попадания воды в рессивер компрессора. На подающем и обратном трубопроводах следует устанавливать манометры на давление до 1 МПа (10 кгс/см2) для контроля давления на промываемых участках, а на трубопроводе сжатого воздуха манометры устанавливаются до и после обратного клапана.

Гидропневматическую промывку, выполняемую в первый раз после приемки системы отопления в эксплуатацию, проводят в три этапа: 1 - продувка сжатым воздухом каждого стояка снизу вверх для взрыхления отложившихся осадков; 2 - гидропневматическая промывка каждого стояка; 3 - гидропневматическая промывка разводящих трубопроводов.

При ежегодной промывке можно ограничиться групповым (до 5 стояков) способом. Перед началом промывки последующих групп отключаются стояки, промытые в предыдущей группе. Количество стояков в группе определяется степенью загрязнения.

 

Схема гидрапневматической промывки системы отопления приведена на рис. 88. Продувку каждого стояка : наполненного водой, производят с отводом водовоздушной смеси по шлангу в ливнесток или канализацию. При этом сначала подается сжатый г воздух в штуцер 8 при открытом кране на воздухосборнике 4 и открытых кранах 5 и 7 на продуваемом стояке. Все остальные краны и задвижки 1, 2, 3, 6, 9, 10 должны быть закрыты. После продувки кран 7 стояка 1 закрыть и начать продувку стояка 2 открыв на нем кран 7 и т. д. в указанной последовательности до ближнего стояка. Краны 5 на стояках  постоянно открыты (продолжительность продувки стояка 3-5 мин).

Гидропневматическую промывку стояков необходимо начинать с самого удаленного 1, на остальных стоняках краны 6 закрыты. Подачу сжатого воздуха производят через штуцер 2, а подачу воды через штуцер 3, дренаж осуществляют через штуцер 6 на данном стояке. Все остальные краны и задвижки 1, 4, 7, 8, 9, 10 . должны быть закрыты. После промывки кран 6 на стояке 1 закрывают и начинают промывку стояка 2, открыв на нем кран б и т. д. в указанной последовательности до ближнего стояка. Промывку каждого стояка производят до полного осветления воды. Гидропневматическую промывку разводящих трубопроводов следует производить включением всех стояков, начиная с самого удаленного , открывая кран 7. Сжатый воздух подают через штуцер 2, а воду через штуцер 3. Дренаж осуществляют через штуцер 8. Все остальные краны задвижки 1, 4, 6, 9, 10 должны быть закрыты. После промывки систему заполняют сетевой водой обычным способом.

Для более подробного ознакомления с этим способом промывки следует пользоваться «Инструкцией по гидрапневматической промывке водяных систем отопления зданий и внутриквартальных тепловых сетей», выпущенной ОНТИ АКХ, М., 1978.

Подготовка котельной и системы отопления к работе включает в себя воздухоудаление из систем отопления. В настоящее время, как показывают работы Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова, для обеспечения эффективного воздухоудаления из систем отопления необходимо соблюдать синхронность подпитки и удаления воздуха. Для обеспечения указанного условия рекомендуется в расширительном баке устраивать шаровой клапан (рис. 89). Подпитка системы отопления в верхнюю точку системы (в расширительный бак) через шаровой клапан обеспечивает постоянство уровня воды без дополнительных устройств автоматизации и исключает наличие воздуха в системе отопления в процессе подпитки за счет удаления воздуха из подпиточной воды при ее нагреве в расширительном баке при атмосферном давлении.

 

Указанный вариант рекомендуется применять при кратковременных снижениях давления в городском водопроводе, например при максимальном водоразборе; при частых и длительных снижениях давления следует предусматривать установку подпиточного насоса.

Подготовка котельной и системы отопления к работе включает в себя гидравлические испытания. В течение летнего периода должны быть проведены ревизия и необходимый ремонт котлов, их арматуры и вспомогательного оборудования (насосов, Дымососов, дутьевых вентиляторов и т. п.), а также гидравлические испытания в присутствии ответственного за эксплуатацию лица, назначенного приказом по предприятию. Непосредственно перед гидравлическими испытаниями котла вся его арматура Должна быть тщательно очищена, краны и клапаны притерты, крышки и люки плотно закрыты, предохранительные клапаны заклинены, и на ближайшем к паровому котлу фланце сбросного приспособления или обводной линии у водогрейного котла поставлены заглушки. Если обмуровка котла мешает наружному осмотру при испытаниях, то по указанию лица, проводящего испытание, она должна быть удалена полностью или частично. После ремонта проводят гидравлические испытания котлов и системы отопления для обнаружения неплотностей и их устранения.

При наполнении системы отопления для гидравлического испытания водой из системы необходимо полностью удалить воздух, сжатие которого в период подъема давления может создать впечатление о недостаточной плотности соединений.

Испытание системы следует производить при отключенных котлах и расширительном баке давлением воды, превышающим рабочее давление в самой нижней точке на 0,1 МПа (1 кгс/см2), но не менее 0.3 МПа ФК кгс/см2). Система признается выдержавшей испытание, если в течение 5 мин нахождения ее под давлением падение давления по манометру не будет превышать 0,02 МПа (0,2 кгс/см2). Водогрейные чугунные котлы испытываются избыточным гидравлическим давлением, превышающим расчетное в 1,5 раза, но не менее 0,2 МПа (2 кгс/см2) и не более 0,6 МПа (6 кгс/см2).

Водогрейные стальные котлы низкого давления также испытывают на давление, превышающее рабочее в 1,5 раза, но не более 0,6 МПа (6 кгс/см2). Такое ограничение верхнего давления (0,6 МПа) связано с тем, что эти котлы могут выдавать теплоноситель непосредственно в систему отопления, имеющую чугунные нагревательные приборы, которые не допускают давления более 0.6 МПа. Под пробным давлением котел находится 5 мин, после чего оно постепенно снижается до максимальной рабочей величины, которая и поддерживается в течение всего времени, необходимого для подробного осмотра котла. Котел испытывается гидравлическим давлением в комплекте с арматурой.

Подготовка котельной и системы отопления к работе проводится ежегодно. Котел признается выдержавшим испытание, если в нем не оказывается признаков разрыва и не замечается течи воды, а также видимых деформаций частей котла. При появлении капель и сырости в сварных швах котла не считается выдержавшим испытание. На основании результатов осмотра и гидравлического испытания котла, лицо, ответственное за эксплуатацию, дает разрешение на его постоянную или временную работу или запрещает дальнейшую его эксплуатацию. Гидравлическое давление может быть создано водопроводной водой или с помощью гидравлического пресса, если давление в водопроводе окажется недостаточным. При испытании давлением воды из водопровода к котлу подводят питающий трубопровод (рис. 90). Запорная арматура на питающем трубопроводе и кран 5 для спуска воздуха не должны в закрытом состоянии пропускать воду.

 

Для заполнения котла водой открывают краны 2, 3 и 3. Кран 1 должен быть закрыт. Когда котел заполняется водой (к этому моменту вода должна показаться из крана 5), воздушный кран 5 закрывают и, несколько прикрыв краны 2 и 3, продолжают медленно подавать в котел воду, создавая в нем давление. Следует помнить, что при значительном напоре, в водопроводе быстрая подача воды в заполненный котел может привести к превышению в нем допустимого давления, в результате чего котел может быть поврежден. При гидравлически: испытаниях следует применять толы проверенные манометры. Подачу в котел продолжают до достижения в нем давления испытаний, контролируемого по манометру. После этого закрывают полностью краны 2 и 3 открывают кран, чтобы убедиться в том, что напор в водопроводной оси не оказывает никакого влияния и давление в котле.

При испытании с помощью гидравлического пресса для заполнения котла водой ,также пользуются водопроводом. В этом случае питательном трубопроводе устанавливают два крана один - у котла, другой около водопроводной линии.Открывают оба крана, котел заполняют водой после чего краны закрываются, а затем демонтировав питательный трубопровод, соединяют котел с гидравлическим прессом. После этого, закрыв краны и 5 и открыв кран 2, медленно накачивают в котел воду гидравлическим прессом. Создав в котле требуемое давление, подачу воды прекращают, закрывают кран 2 ,открыв кран, наблюдают за показаниями манометра. Открытый кран дает возможность убедиться в том,что кран 2 не пропускает из котла воду.

Подготовка котельной и системы отопления к работе заканчивается пробной топкой. После проведения ремонта и гидравлического испытания котлов и системы отопления производят пробную топку для проверки работы всех элементов котла и отопительной системы. При пробной топке температура воды в котле поднимается до 90 °С. Проводят пробную топку на позднее чем за две недели до начала отопительного сезона.