В котельных средней и большой теплопроизводительности используются автоматические котлы - котлы КВм.
От мест складирования топливо подается в бункер котла при помощи транспортеров. Это могут быть ленточные, скребковые или шнековые транспортеры. Ленточный конвейер транспортирует топливо на движущейся со скоростью 1,5-2 м/сек прорезиненной ленте. В скребковом транспортере топливо перемещается по неподвижному желобу специальными скребками, в шнековом - за счет вращения винта или шнека.
Котел с автоматической подачей топлива требователен к качеству топлива. Поэтому твердое топливо перед попаданием в топку должно пройти предварительную подготовку - измельчение для определенного размера и очистку от посторонних примесей. Для этого на тракте топливоподачи устанавливаются металло - и щепоуловители, грохоты и дробилки.
Система подачи топлива непосредственно в котел зависит от типа котлового топочного устройства. Топочные устройства подразделяются на 2 вида: с движущейся ленточной колосниковой решеткой (ТЛПХ, ТЛМЗ) и с неподвижной колосниковой решеткой (ТШПМ).
В котле с автоматической подачей топлива, оборудованном топкой ТЛПХ, топливо из бункера продвигается по загрузочному рукаву в приемную воронку, откуда под действием силы тяжести поступает на колосниковое движущееся полотно, на котором его толщина регулируется шибером. Полотно собирается из отдельных фасонных колосников, которые монтируются на цепях специальной конструкции, надетых на 2 зубчатых колеса. Колосники являются беспровальными, недопустим даже малейший провал шлака или золы через решетку, так как под ним движется это же полотно, поворачивающееся по звездочке.
Колосниковое полотно прямого хода движется от передней стенки к задней со скоростью от 2 до 20 м в час. Эту скорость можно изменять в соответствии с объемом и периодичностью загрузки топлива. Топливо перемещается вместе с полотном и проходит все стадии горения. В результате на полотне остается только шлак, который при огибании звездочки ссыпается в шлаковый бункер. Чтобы снизить недожог топлива и замедлить сход шлака с полотна устанавливается шлаковый подпор.
Котел с автоматической подачей топлива может быть оборудован топкой с колосниковой решеткой обратного хода (ТЛМЗ). Здесь загрузка топлива производится при помощи механического забрасывателя. Размер кусков топлива не должен превышать 30 мм. Во время заброса более крупные куски подаются к задней стенке, а мелкие - ближе к фронту. Самые тонкие частицы сгорают во взвешенном состоянии и падают на слой топлива, вызывая, кроме нижнего, верхнее зажигание топлива.
Топка ТШПМ, устанавливаемая на котел с автоматической подачей топлива, представляет собой неподвижное беспровальное полотно. Движущей силой является шурующая планка. Она перемещается вдоль колосникового полотна на штанге, получающей движение от привода. Шурующая планка изготавливается из чугуна и имеет форму треугольника с большим углом наклона передней грани и с меньшим углом наклона задней грани.
В начальном положении планка располагается перед колосниковой решеткой на дне загрузочной воронки. Топливо поступает через загрузочную воронку и сдвигается передней гранью шурующей планки, движущейся со скоростью 15 м/мин к задней части топки. Благодаря большому углу лобовой части планка продвигает вперед значительное количество топлива. Затем планка возвращается назад, но практически не сдвигает топливо из-за скошенной стороны, а только приподнимает его и рыхлит, то есть осуществляет шуровку. Шуровка необходима для лучшего поступления кислорода к топливу и качественного его сгорания. С каждым поступательным движением планка подходит все ближе к задней стенке, где находится шлакосниматель. В конце полотна остается слой шлака, который сталкивается после окончательного выгорания в шлаковый бункер очередным ходом планки. Под самой решеткой расположены золовые бункеры, откуда затем зола и шлак удаляются. Котел с автоматической подачей топлива, как правило, оборудован механизированными системами шлакозолоудаления.