Правильное размещение котельных на генеральном плане площадки в большей мере предопределяет стоимость ее сооружения и экономичность работы. Размещение котельных на генеральном плане должно соответствовать перспективной схеме теплоснабжения промышленного района или населенного пункта. При выборе площадки для строительства котельной должны учитываться условия теплоснабжения и близость потребителей теплоты. Площадка для сооружения котельной, как правило, должна располагаться в центре тепловых нагрузок района с учетом перспектив их развития. Особое внимание следует уделять выбору размещения площадки котельной, рассчитанной на сжигание твердого и высокосернистого топлива. Для таких котельных, если шлак и золу не используют строительные организации, шлакозолоотвалы должны располагаться на непригодных или малопригодных для других целей земельных участках, а для устранения заноса летучей золы, сернистых и других токсичных дымовых газов в близлежащие жилые районы или промышленные объекты площадки котельных нужно располагать с учетом преимущественного направления ветра.
При проектировании котельных на территории промышленных предприятий или вблизи от них нужно объединять здания и сооружения материальных складов, центральных ремонтных мастерских, водозаборных устройств и насосных станций водоснабжения, железнодорожные пути, автодороги, инженерные сети, разгрузочные устройства и склады топлива, предварительные водоподготовительные установки, трансформаторные подстанции и очистные сооружения.
Санитарно - защитные зоны котельных, в зависимости от расхода топлива и его зольности, надлежит устанавливать согласно СНиП II - М. 1 - 71*. Размещение площадок котельных вблизи аэродромов должно в каждом отдельном случае согласовываться с управлениями, в ведении которых находятся данные объекты.
Размещение котельных на генеральном плане должно быть выбрано на конечную мощность котельной и с достаточными размерами для рационального размещения на ней всех необходимых зданий, сооружений и дорог. Кроме здания котельной, на площадке обычно размещают склад топлива и устройство топливоподачи, дымовую трубу и золоулавливающие установки, склад материалов и реагентов для ВПУ, установку золошлакоудалення, очистные устройства различных стоков и насосные станции для них. Размещение котельных на генеральном плане должно обеспечивать возможность их расширения и надежную эксплуатацию при минимальных затратах на строительство.
Территория,где будет происходить размещение котельных на генеральном плане, должна иметь надежный грунт, могущий служить естественным основанием зданию и сооружениям. Земляные и другие работы по планировке должны быть минимальными. Размещение котельных на генеральном плане, если котельная размещается вне промышленного предприятия и имеет открытые площадки с находящимися на них оборудованием, складами, трансформаторными подстанциями, должно быть благоустроено и отделено оградой.
Рис. 9.1. Размещение котельных на генеральном плане теплопроизводительностью 60 Гкал/ч.
Топливо - каменный уголь.
1 - котельная; 2 - дымовая труба; 3 - склад мокрого хранения соли; 4 - осадительная станция пневмозолошлакоудаления; 5.1 - приемное устройство; 5.2 - галерея №1; 5.3 - дробильное отделение; 5,4 - галерея №2; 6 - склад топлива; 7 - эстакада виброразгрузчика; 8 - разгрузочная эстакада; 9 - эстакада люкоподъемника.
Рис. 9.2. Схема генерального плана котельной теплопроизводительностью 230 Гкал/ч.
Топливо - мазут, газ.
1 - здание котельной; 2 - дымовая труба; 3 - склад серной кислоты и соли; 4 - открытая трансформаторная подстанция; 5 - мазутонасосная со станциями очистки сточных вод и пожаротушения; 6 - приемная емкость мазута; 7 - железнодорожная эстакада мазутослива; 8 - резервуар металлический для хранения мазута; 9 - резервуар металлический для хранения жидких присадок; 10 - резервуар воды для нужд пожаротушения; 11 - нефтеуловитель; 12 - баки конденсата.
Между зданиями, сооружениями,складом топлива и другими устройствами должны быть предусмотрены соответствующие строительным нормам и правилам расстояния и дороги, обеспечивающие возможность транспортных и противопожарных операций. Присоединение территории котельной к железным дорогам общего пользования проектируется по согласованию с местным управлением дороги.
Отвод воды с территории и из здания котельной должен быть осуществлен и увязан с сетью промышленной, ливневой и хозяйственной канализации всей площадки предприятия или территории, отведенной для строительства котельной. Стоки должны быть нейтрализованы, очищены от загрязнений твердыми частицами, нефтепродуктами и другими токсичными веществами охлаждены до температуры ниже 40°С и, если они вторично не могут быть использованы, лишь после этого выпущены в канализацию.
Основным показателем использования территории является коэффициент застройки, т. е. отношение площади, занятой зданиями и сооружениями, к общей площади комплекса. Для временных котельных коэффициент застройки должен находиться в пределах: на твердом топливе - 0,4 - 0,5, на жидком топливе и газе - 0,5 - 0,6.
На рис. 9.1 показана схема генерального плана котельной общей теплопроизводительностью 60 Гкал/ч, работающей на твердом топливе. Доставка топлива (каменных и бурых углей) осуществляется железнодорожным транспортом. Для этой цели предусмотрен ввод железной дороги на территорию котельной. Рядом с железной дорогой расположен склад топлива и приемное устройство топливоподачи.
Схема генерального плана котельной общей теплопроизводительностью 230 Гкал/ч, работающей на природном газе и на мазуте, показана на рис. 9.2. На схеме показано размещение зданий котельной, склада мазута и склада химикатов. Доставка мазута на территорию котельной предусмотрена железнодорожным транспортом.
На рис. 9.1 и 9.2 показаны принципиальные схемы расположения сооружений на площадке. Все размеры даны ориентировочные, могущие служить только для предварительного определения габаритов земельного участка под строительство котельной.
При проектировании размещения котельной на генеральном плане следует предусматривать возможность размещения укрупнительно - сборочных площадок, складских, а также временных сооружений, необходимых на период производства строительно - монтажных работ.
Рис.9.3.Перспективный вид котельной теплопроизводительностью 60 Гкал/ч (топливо - каменный уголь).
Необходимо также учесть санитарные нормы допустимого уровня шума от устанавливаемого на открытых площадках оборудования при расположении котельной в районе жилой застройки.
Схема транспорта на территории котельной принимается исходя из ее расчетной производительности, с учетом очередности строительства и перспективы расширения. Проектом внутриплощадочных автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием должна предусматриваться возможность подъезда транспорта к зданиям и сооружениям котельных и к оборудованию, устанавливаемому на открытых площадках.
Перспективные виды котельных дают общие представления о том, как сооружения комплекса котельной (котельная, склад топлива, топливоподача, склад реагентов, вспомогательный корпус) вписываются в архитектурный ансамбль данного жилого или промышленного района. На рис. 9.3 представлена перспектива котельной с водогрейными котлами КВ - ТС - 20.